Игры-эксперименты для малышей
Составитель Толстова Наталья Сергеевна.
«Свойства магнитов, или магнетизм»
Для проведения «эксперимента» нужны магниты, компас, игрушки на магнитной основе, а так же магнетические и немагнетические материалы.
Сначала выясняется, что «прицепляется» к магниту, а что не «прицепляется»; почему два магнита то притягиваются, то отталкиваются и «убегают» друг от друга. Затем дети узнают, как используются магниты в быту. Сделанные «открытия» зарисовываются или записываются в специальную книжку.
Дети с помощью иголки сами изготавливают компас, узнают, как он помогает людям, что такое полюс, почему один конец иголки всегда смотрит на север, а другой на юг.
В конце игры дети получают задание – побеседовать с родителями о применении магнита в быту и народном хозяйстве.
«Звук»
Игра может начаться с «минуты тишины» и задания услышать, запомнить звуки. Затем обсуждаются вопросы: «Что такое звук?», «Какие бывают звуки?» и т.д.
Для уточтения представлений о звуке дети изготавливают из подручных материалов «дрожалки», «пищалки», «шумелки». «Эксперементаторы»пытаются понять, почему линейка издаёт звук, если один её конец положить на стол и прижать, а по другому ударить?(Звучит, потому что дрожит.) а если изменить длину линейки? Если взять не деревянную, а железную, пластмассовую?
Исследуется звук от натянутых проволочек разной длины, толщины, материала. (Делается вывод.)
Игра продолжается несколько дней как самостоятельное экспериментирование со звуком и изготовление «звуковых»приборов и музыкальных инструментов на основе расчесок, трубок, ложек, самодельных свистков и т.д.
Первые эксперименты всегда проводит воспитатель. В дальнейшем его участие заключается в подготовке материалов и приборов для проведения подобных игр, в организации обсуждения опытов с последующей формулировкой и зарисовкой выводов.
«Свойства воды»
Вначале организуется игра «Тонет – не тонет», в ходе которой дети рассуждают: почему одни предметы тонут, а другие плавают? Что значит «тяжелее воды»? Почему корабль плавает, а не тонет – он же не «легче воды»?
Дальнейшие эксперименты включают мини-исследования каждого ребенка: окрашивание воды, переливание, взвешивание, замораживание, выпаривание и т.д. большой интерес вызывают опыты с сообщяющимися сосудами, моделями водяных мельниц, водяными часами и другими игрушками на основе воды.
В играх экспериментах развивается наблюдательность, формируются способы обследования и познания предметов, тренируется ум, т.е. умение сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, рассуждать.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить телеграм